Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ПОРА ПОДВЕСТИ ЧЕРТУ.
 
ПОРА ПОДВЕСТИ ЧЕРТУ
Признавалась она себе в том или нет, но карьера Брижит потихоньку пошла под уклон. Критики не оставили от фильма 'С радостным сердцем' камня на камне.
Ее следующей работой стала лента Луи Маля с участием Алена Делона. Это была короткая новелла - часть трилогии по мотивам рассказов Эдгара Аллана По, под общим заглавием 'Невероятные истории'. Режиссерами двух других частей картины были Роже Вадим и Федерико Феллини.
Правда, это мало помогло.
Затем состоялись съемки 'Шалако', - и Брижит впервые в жизни оказалась на экране вместе с Шоном Коннери. За много лет до этого ей предлагали роль в одном из фильмов про Джеймса Бонда, но тогда Брижит отклонила это приглашение. Теперь же для участия в новом проекте Брижит с Гюнтером оправились на встречу с Коннери в Довилль. Партнеры по фильму понравились друг другу, и все надеялись на лучшее.
К сожалению, мечте не суждено было сбыться. 'Если бы мне на протяжении всей моей карьеры предлагали бы лучшие сценарии, - объяснила Брижит в одном из интервью спустя десять лет после свершившегося факта, - возможно, я бы не наделала столько ошибок. Но мне просто неинтересно об этом говорить, потому что о них и без того всем известно. В 'Шалако' мне хотелось испытать удачу, и я попробовала говорить по-английски. Во всяком случае, я сделала попытку. Можно сказать, что, по крайней мере, я выучила английский. А язык в жизни всегда пригодится'
Великий французский актер Жан Габен когда-то говорил, что для того, чтобы сделать фильм необходимо три вещи: отличный сценарий, отличный сценарий и отличный сценарий. 'Шалако' был тому наглядным доказательством.
Реклама картины выглядела следующим образом: 'ББ + 007 = ТNТ'. Но критики были куда безжалостнее. Один из них составил собственную формулу: 'ББ + 007 = О'.
'Я думаю, что мне сильно везло, - бывало, хвасталась Брижит. - Невероятно везло. Я отказалась от нескольких потрясающих проектов и бралась за другие, откровенно идиотские. Я часто совершала ошибки, причем только потому, что мне понравился человек, который привез мне сценарий, или же мне понравилась какая-то тема. К счастью, сделав одну за другой несколько халтур, я всегда успевала наверстать упущенное'.
Теперь же удача начинала изменять ей. В Англии некоторые критики разнесли 'Радостное сердце' в пух и прах, заявив, что эта лента даже хуже 'Шалако', а французская газета 'Л"Орор' подвела итог: 'Англичане разделались с ней'.
Брижит, которую и вначале обычно мало заботило, что о ней скажут критики, а теперь ей и вовсе было безразлично, в ответ произнесла следующее: 'Что ж, для мертвой женщины я еще в очень даже неплохой форме'.
Летом 1968 года Брижит снялась в картине под названием 'Женщины'. Режиссером был Жан Орель - то самый, которого она восемь лет назад выставила со съемочной площадки, работая над лентой 'Отпустив поводья'. Кстати, в съемках также принимал участие молодой актер по имени Патрик Жиль. Вскоре Брижит посетила его в 'Мадраге'.
Все говорило за то, что ее отношения с Гюнтером Заксом безнадежно испорчены. И хотя сегодня Брижит уверяет, будто крушение ее третьего брака воспринималась ею как катастрофа, по мнению многих, подобный конец был вполне предсказуем. Среди тех, кто так думает, и Роже Вадим. Он вспоминает, как за год до этого приехал к ней в Рим, где Брижит и Гюнтер временно занимали дом Джины Лоллобриджиды. Вадим застал ее сидящей в полном одиночестве в гостиной, и притом в слезах.
По словам Вадима, он услышал от нее следующее: 'У меня есть камердинер, три горничных, четыре садовника, две герцогини, бывший король Греции или Испании - я точно не помню какой, - второй из главарей мафии в Неваде, друзья вроде Сержа Маркана, принца Савойского, Пола Ньюмана, Висконти, Авы Гарднер и мужа, который исполняет все мои капризы. А мне тоскливо. Мне так тоскливо, как никогда еще не было'.
Брижит пожаловалась Вадиму, что ей до смерти надоело вечно переезжать с места на место. Она поведала своему Вава, что с Гюнтером они только и делают, что куда-то едут, а вечером еще ни разу не остались дома. Что еще хуже, Брижит больше была не в силах выносить постоянное присутствие посторонних людей. 'Мы ни минуты не бываем одни'.
Позднее она еще будет жаловаться на то, как провела медовый месяц. 'Я думала, что мы будем только вдвоем. А вместо этого он захватил с собой еще десяток приятелей'.
Оглядываясь на прожитые годы, Гюнтер считает, что не будет преувеличением сказать, что он открыл для нее другую сторону жизни. 'Мне бы хотелось думать, что то была красивая жизнь. Я стремился вырвать Брижит из ее обычного окружения'.
Какое-то время Брижит действительно была восторге от гюнтеровского 'ковра-самолета'.
Когда он из вертолета осыпал розами 'Мадраг' или же распевал для нее серенады, Брижит твердила: 'Как он меня любит. Как он меня любит'. Но уже через два года она говорила людям, что, в первую очередь, Гюнтера волнует то, какое впечатление он производит.
'Все это время он был озабочен исключительно тем, как бы ему пустить побольше пыли в глаза шаху Ирана или важным швейцарским банкирам'.
Сегодня он не может слышать подобные заявления без смеха: 'особенно, если учесть, что я встречался с шахом всего пару раз, и, если не ошибаюсь, второй раз она была со мной в Сен-Морице. Когда она сердится, от нее можно услышать что угодно, в хорошем же настроении она заявит нечто совершенно противоположное. Что же касается швейцарских банкиров, вы можете мне не верить, это ваше право, но уверяю вас, уж если я кого не выношу, то это банкиров, и сделал все, чтобы ни разу в жизни не встретиться ни с одним из Швейцарии'.
По собственному признанию Закса, Вадим предупредил его, что жизнь с Брижит - отнюдь не сахар. Закс со всей откровенностью готов признать, что брак с ней - это самые бурные три года в его жизни.
'Никому не пожелал бы быть ее мужем. Невозможно предугадать, какой фортель она выкинет через десять минут. Да ей самой это неизвестно. Ее настроение меняется каждую минуту. Никогда не знаешь, чего от нее ждать. То она на седьмом небе от счастья, а уже через пару секунд ей белый свет не мил. Мне порой начинало казаться, что она того и гляди свихнется. Под конец я не мог избавиться от чувства, будто в воздухе постоянно витает угроза нервного срыва или даже самоубийства. Такое впечатление, будто у нее вот-вот сдадут нервы'.
Закс повторяет, что испытывал к Брижит глубокое чувство, и что их совместная жизнь в самом начале была полна романтики. 'Наш брак омрачало лишь одно обстоятельство - ее расшатанные нервы. Нас с ней приглашали к обеду, и она говорила: 'Как здорово', но уже через полчаса она впадала в панику и отказывалась выйти из дома. Или же ей хотелось пойти, но она не могла себя заставить. И дело не в том, что это якобы были типичные для кинозвезды капризы. Просто ее никуда не годные нервы брали над ней верх. Такое не каждый выдержит. Допустим, вы ложитесь спать и все прекрасно, а наутро, проснувшись, она почему-то дуется на вас. Знаете, всему есть предел'.
В конце концов, они оба решили, что с них достаточно.
'Что касается меня, - рассуждает Брижит, - то в моем представлении удачный брак, то есть такой, когда людям удается избежать почти что неизбежного однообразия супружеской жизни, бывает при условии, когда два человека целиком и полностью отдают себя друг другу. Однако наша с Гюнтером совместная жизнь вряд ли отвечает этому идеалу. Его жизнь построена на компромиссах, и он не способен расстаться с прошлым. Он пытается втянуть меня в светскую жизнь, которую я ненавижу и неизменно всеми силами старалась избегать. У нас противоположные вкусы. Он обожает все шикарное и громкое, он обожает, когда его снимают, когда о нем говорят и пишут. Когда он делает мне подарок, то это непременно должно быть нечто грандиозное, в то время как я бы предпочла обыкновенный брелок для ключей, лишь бы он только был выбран с любовью'.
И декабря 1968 года, накануне отъезда в Лондон на премьеру 'Шалако', Брижит объявила: 'С замужеством покончено. Я хочу жить своей жизнью, и того же хочет мой муж. При желании он может подать на развод'.
Что он и сделал. 7 октября 1969 года в Филизюре суд округа Альбула, кантона Грисон в Швейцарии, признал брак Бардо и Закса расторгнутым.
Однако судьба еще не раз сведет их вместе.
'Нет ни малейшего сомнения в том, что Гюнтер был слишком к ней привязан и окружил ее теплом и заботой, - говорит Боб Загури, человек, от которого Брижит ушла к Заксу. - Даже когда их брак оказался не столь удачным, как они оба надеялись, он все равно еще несколько лет оставался с ней'.
В некотором смысле Загури поступил точно так же. Телешоу, которое они сделали вместе с Брижит, позволило ей - с песнями и танцами - войти в дома миллионов французов, появившись на малом экране, но сохранив при этом все очарование большого экрана. Она была забавна, она была счастлива, ей было весело.
В качестве ее музыкального режиссера был приглашен один из лучших музыкантов Европы - Клод Боллинг.
По словам Боллинга, Брижит пела всю свою жизнь, однако пение ее было любительским, ему недоставало профессионального мастерства. И хотя оно вполне могло сойти в компании друзей, расположившихся вокруг пианино, Боллинг без обиняков заявил Брижит, что такое вряд ли простительно тому, кто стоит перед большим оркестром на экране общенационального телевидения. Он убедил ее, что она не имеет права выйти вместе с оркестром и запеть как кинозвезда. Он заставил ее петь как настоящую певицу.
'Клод подтолкнул ее, - поясняет жена Боллинга, Ирен. Между прочим, это та самая женщина, что помогла познакомить Брижит с Дистелем.
Кстати, это оказалось не таким уж легким делом, ведь она привыкла получать комплименты от своих прихлебателей. Они прожужжали, ей уши своими комплиментами. Брижит склонна остерегаться людей, которые утверждают, будто им от нее ничего не нужно; что же касается прихлебателей, то они не внушали ей особых подозрений. Клод заявил ей, что если она серьезно надумала петь, то ей придется как следует над собой поработать'.
Она прислушалась к его совету и вскоре вошла во вкус.
'Пока ей это не наскучило, - продолжает Ирен Боллинг, - все шло просто прекрасно. Но у нее всегда так бывало. Когда-то мы с ней играли в шарады и карты. Нельзя сказать, что Брижит была заядлой картежницей, но довольно неплохо играли в покер. Прежде чем делать ставки, она поднималась из-за стола и обходила комнату, поглядывая на других играющих. Тем самым она пыталась снять напряжение у каждого из них. Вы мне не поверите, но иногда, в течение нескольких дней, ее просто не узнать, такая душка. С ней не соскучиться. А затем, глядишь, ей снова попала шлея под хвост. Брижит может вбить себе в голову, что всем от нее что-то нужно, или же ей просто становится скучно, и тогда она, ничего не говоря, возьмет и уйдет'.
Надо отдать должное Клоду Боллингу - Брижит работала с лучшими музыкантами, для ней делались лучшие аранжировки, на нее работали лучшие композиторы-песенники. Ее новогодние телепрограммы в конце шестидесятых были в числе наиболее популярных.
Какое-то время Брижит на вполне законных основаниях могла считаться французской поп-звездой.
'Если не ошибаюсь, мы познакомились с ней где-то в конце пятидесятых, - вспоминает владелец крупной французской фирмы грамзаписи Эдди Барклай. - Она немного бренчала на гитаре, правда кого этим удивишь, но совсем не знала нот. В ее планы явно не входило стать кинозвездой. Но ей нравилось петь, и у нее был своеобразный голос, - что-то от девушки и что-то от сирены. Она не столько пела, сколько рассказывала песню. Сказать по правде, голосок у нее довольно слабенький. Но бог наградил ее редким умением донести песню до слушателя, да и вообще, она со всей серьезностью отнеслась к эстрадной карьере'.
Когда Барклай подписал с ней контракт на несколько новых песен, у Брижит уже имелся опыт работы в студии.
'Обычно, - рассказывает он, - техников, работающих в студии, ничем не удивишь. Чего только они не насмотрелись. Кого они только ни видели. Но когда я первый раз привел в студию Брижит, видели бы вы, как они засуетились. Признаться честно, я даже не ожидал, что они способны на такое. Когда Бардо вошла в студию, они оробели, как малые дети. Просто невероятно, как повлияло на них ее присутствие. Да, собственно говоря, не только на них. С ней нельзя было находиться в одной комнате, и не ощутить при этом какого-то непонятного чувства'.
В какой-то момент Барклай предложил ей создать совместную студию грамзаписи. Ему хотелось назвать это их детище 'Барклай - Бардо' или просто 'Б. - Б.', и Брижит с радостью ухватились за эту затею. Они начали вместе проводить обеденные перерывы, затем начали вместе ужинать, а кое-кто утверждает, будто дело закончилось тем, что и завтракать они тоже вскоре начали вместе. Барклай намекает, что у них был роман, но мы позволим себе в этом усомниться.
Разумеется, они были друзьями, и Барклай не скрывает того, что Брижит вскружила ему голову и он страстно мечтал на ней жениться. Однако Брижит не проявила ровно никакого интереса к идее стать еще одной мадам Барклай.
На сегодняшний день таковых было восемь. А вот идея фирменной наклейки ББ показалась ей более заманчивой. Правда, дальше слов дело не пошло. Барклай надеялся, что Брижит подыщет исполнителей по своему вкусу и сумеет убедить их сотрудничать с ББ, а сам он тем временем занялся бы записью и сбытом продукции. Увы, им так и не удалось сработаться, и придуманный ими фирменный знак так и не нашел себе применения. Бри┐жит постоянно находилась в разъездах и, судя по всему, не желала особо утруждать себя, а ведь такой бизнес, как грамзапись, требует постоянного внимания.
Барклай говорит, что Брижит от природы умна. Она - великолепное животное, которому выпало , счастье жить, руководствуясь инстинктом. Ее отношения с другими людьми очерчены предельно четко. Некоторым приходилось довольствоваться одной ночью. Другие, предполагалось, войдут в ее жизнь навсегда.
Как и многие из ее старых друзей, Барклай не видел Брижит уже много лет.
'Так уж повелось в последние годы. Звонишь ей, а в ответ говорят, что мадам нет дома. Перезваниваешь попозже и снова слышишь в ответ, что мадам нет дома, и тогда пропадает желание звонить. Она отгородилась от всех своих старых друзей, причем самым бессердечным образом. Можно сказать, хлопнула дверью прямо перед носом. В старые времена она обожала вечеринки. Сегодня ей неизвестно слово 'гостеприимство'. Она боится, что другие просто желают воспользоваться ею в своих интересах. И этот страх вполне обоснован. Ведь Брижит в отношении многих вещей была крайне наивна. А сегодня она в некотором роде ловит какой-то свой странный кайф, распрощавшись со всем на свете. Чтобы защититься, она возвела вокруг себя непробиваемые стены. И это пугает ее друзей'.
В студии Барклая Брижит записала свой самый знаменитый хит 'Tu Veux? Ou Tu Veux Pas?' ('Так тебе хочется или нет?'). Во Франции в магазинах грамзаписи и сегодня можно приобрести компакт-диски или кассеты с видеоклипами, если вы желаете насладиться такими ее шлягерами, как 'Харли Дэвидсон', 'Все без ума от моей малышки', 'L"Appareil a Sous', 'Комикс', послушать французскую версию песни 'Ты - свет моей жизни', которую она исполнила вместе с Сашей Дистелем, или же знаменитую ' Je t "Aime, Moi Non Plus'.
Пожалуй, то был самый известный диско-хит шестидесятых - во Франции он считался 'медленной песней', и под нее не принято было танцевать, с кем попало, - а написал его для Брижит несравненный Серж Гейнсбур.
Родился он в 1928 году в семье эмигрантов из России, и по-настоящему его звали Люсьен Гинсбург, В картине Брижит 1959 года 'Хотите танцевать со мной?' его можно увидеть в одном крошечном эпизоде. Однако вклад Гейнсбура в культуру Франции второй половины двадцатого столетия намного превзошел его весьма скромные актерские таланты. Ведь Гейнсбур по праву считался одним из самых знаменитых французских композиторов и поэтов-песенников.
Надо сказать, что за пределами франко говорящего мира он известен довольно мало - этот вечно дымящий сигаретой, небритый, издерганный выпивоха. Комичный, едва ли не жалкий с виду человек, которому доставляло огромное удовольствие шокировать окружающих.
У Гейнсбура имелся 'роллс-ройс', но не было водительских прав, отчего этот роскошный автомобиль так и простоял в гараже. Время от времени хозяин вспоминал о нем, садился на переднее сиденье, закуривал сигарету и размышлял над тем, как, однако, забавно использовать автомобиль вместо пепельницы.
На публике никто не взял бы на себя смелость утверждать, что он выкинет в следующий момент или же, что еще хуже, какую очередную гадость он ляпнет. Как-то раз в телевизионной программе Гейнсбур ни с того, ни с сего вытащил из кармана пятисотенную купюру и, демонстрируя свое пренебрежение к деньгам, прилюдно ее сжег. В другой раз, когда его попросили исполнить 'Марсельезу', он спел ее в стиле 'реггей'. Однако это не идет ни в какое сравнение с тем, что он отмочил, когда его познакомили с Уитни Хьюстон. После того как их представили друг другу в одном теле┐визионном шоу, Гейнсбур, обернувшись к ведущему, сказал, что она просто бесподобна, а затем, повернувшись к ней, на безупречном английском заявил: 'А я бы тебя трахнул'.
И в этом весь Гейнсбур.
Его непревзойденный гений со всей полнотой проявляется в его музыке, в этом удивительном сочетании мелодии и виртуозного владения французским - самые простые признания в любви и страсти рождаются у него в оболочке будоражащей душу двусмысленности. Уже одно это закрепило за ним прочное место в современной французской культуре уже при жизни, а его поэзия изучается в школе наряду с творениями Бодлера.
В 1960 году Брижит записала его песню 'Жевательная резинка', а в 1967 году хитом в ее исполнении стала 'Бонни и Клайд'. Брижит попросила Гейнсбура написать для нее песню о любви - 'Самую красивую песню, какую только вы може┐те себе представить'; так появилась на свет 'Je t"Aime, Moi Non Plus'.
В более-менее точном и дословном переводе ее можно назвать 'Люблю тебя больше, чем себя'. Звучала она четыре минуты и 20 секунд и представляла собой очень медленную, бередящую душу мелодию, сопровождающуюся беспрерывными стонами и всхлипываниями. Записана она была ближе к ночи в один из январских вечеров 1968 года, причем в студии присутствовало всего несколько человек.
Кто-то пустил слушок, что Бардо с Гейнсбуром записали не что иное, как собственное траханье, что, разумеется, возмутило их обоих. Между ними ничего не было. И тем не менее, голос Брижит будоражил неприкрытой сексуальностью, что в фирме грамзаписи - которая планировала выпустить пластинку летом того же года - раздались осторожные голоса, предлагающие снабдить конверт предупреждающей надписью: 'Не продавать несовершеннолетним'.
Услышав эту песню, Гюнтер Закс отказывался поверить, что Брижит дала согласие выпустить нечто подобное. 'Все было ясно как божий день, - вспоминает сегодня Гюнтер. - Мы с Сержем Марканом пришли в ужас, а такое случается не часто!' Брижит рассказала Гейнсбуру о реакции Гюнтера, и Гейнсбур запер кассету с записью в сейфе, заявив, что там она останется навсегда.
Вскоре после этого, когда у Гейнсбура был роман с английской актрисой Джейн Биркин - один из самых нашумевших в истории современной - Франции, маэстро перезаписал песню с нею. Именно эта версия распаляла танцующих в дискотеках всего мира.
Правда, надо отдать должное, Гейнсбур терзался сомнениями относительно того, не обидел ли он Брижит этим своим шагом. Но затем, когда Гейнсбур признался Джейн, для кого была написана эта песня, та тоже приняла это близко к сердцу.
Гейнсбур якобы как-то раз признался Биркин: 'Кто бы мог подумать, что с такой рожей, как у меня, я перетрахал всех самых красивых баб во Франции'.
Среди его побед, если верить Биркин, и Брижит.
'У них был небольшой роман в шестидесятые годы. Так, ничего серьезного и на короткое время, но когда все было кончено, Серж сильно переживал. Она ему нравилась. Он рассказывал мне, что Брижит легко напугать, и это сильно его забавляло. А еще, по его рассказам, она, что бы там о ней ни говорили, вовсе никакая не извращенка'.
Опять-таки, если верить Биркин, Серж и Брижит были сильно привязаны друг к другу.
'Спустя много лет, когда Серж уже находился при смерти, Брижит однажды позвонила ему, причем звонок был совершенно неожиданным. Они поговорили по телефону. И на протяжении последних нескольких месяцев они звонили друг другу и вели телефонные беседы. Но она ни разу не приехала к нему, хотя иногда, когда бывала в Париже, их разделяла всего пара кварталов. Но они продолжали свои разговоры, и это значило для Сержа все на свете. Он испытывал одиночество, и ее звонки, как мне кажется, помогли заново понять, что такое настоящая дружба'.
Брижит потребовалось еще три года, прежде чем она наконец подвела черту под своей карьерой в кино.
'В тот день, когда я перестану быть на экране Бардо, - твердила она вот уже несколько лет подряд. - Я соберу вещи, и столько вы меня и видели'.
Ее интерес к кино уже давно сошел на нет. Бардо до смерти устала вечно защищать себя - от нападок прессы, от нахальных поклонников, от людей, которых она и в глаза не видела.
Как однажды сама она выразилась: 'Люди часто видели меня не такой, какой я являюсь на самом деле. Например, они находят в моих фильмах то, чего там отродясь не было. Меня критикуют за то, что я подаю дурной пример молодежи: 'Бардо аморальна' или же 'у Бардо отсутствуют принципы'. Но люди говорят не только о моих фильмах, но и о том, как я предпочитаю жить. И все равно, мне кажется, я честнее и откровеннее, чем многие из них. Конечно, я могла бы прожить мою жизнь так, как того хочется другим. Но, по-моему, все мы должны жить так, как считаем нужным, не брать в голову, что скажут посторонние люди. Это моя жизнь. И этим все сказано'.
По словам Брижит, это единственное, чего ей всегда хотелось. Но кинобизнес неизменно пытался диктовать ей свои правила.
'Кино - это мир абсурда. Я решила прожить свою жизнь, как того хочется мне, а не кому-то еще. Когда я снимаюсь, все идет прекрасно. Когда же у меня возникнет передышка и я начинаю задумываться обо всем этом, то прихожу в ужас, какой чудовищный миф сотворили вокруг моего имени. Я не какая-то там пустышка или неблагодарная личность. Я отдаю себе отчет в том, что происходит вокруг меня. Мне хотелось бы сохранить душевное равновесие и не дать другим испортить мою жизнь. Это нелегко. Потому что жизнь кинозвезды Брижит Бардо и жизнь Брижит Бардо, обыкновенной парижанки, как тысячи других, совершенно разные вещи'.
В картине 'Медведь и кукла' Брижит работала вместе со своим молодым возлюбленным Патриком Жилем и парнем по имени Ксавье Желен. Это бы тот самый Ксавье Желен, только теперь уже взрослый, за которым Вадим был оставлен присматривать в тот день, когда ему на глаза попалась обложка журнала 'Эль' с фотографией Брижит.
За этим последовали 'Послушницы', где кое-какие эпизоды были явно высосаны из пальца - например, с трудом верится, что у монахинь хватило бы духу появится на пляже в бикини.
Затем был 'Ромовый бульвар', где партнером Брижит стал Лино Вентура, актер, унаследовавший у Жана Габена титул ведущего киногероя Франции.
Когда они подписывали контракт, Лино еще не был с нею знаком, хотя, несомненно, наслышан о ее репутации, особенно о привычке втягивать своих партнеров во всякие сомнительные истории. Правда самого его сия чаша миновала.
Что никак не вяжется с расхожими представлениями, Лино гордился тем, что, уходя домой он превращался в обыкновенного человека. Его друзья не имели никакого отношения к кинобизнесу, и это были те же самые друзья, что и 20 - 30 лет назад, в то время, как Габен обнаружил его талант.
'Ромовый бульвар' был его фильмом - героиня Брижит не являлась здесь главным действующим лицом, - и Вентура поставил условие. Никаких фоторепортеров, что околачивались бы павильоне или за его стенами. И, не считая фотопроб для картины, никаких совместных снимков с Бардо.
Вентура каждый день приходил на съемки, делал то, что от него требовалось, и уходил. Он никогда не вступал ни с кем ни в какие беседы и, что мгновенно бросалось в глаза, подчеркнуто дистанцировался от Брижит. По крайней мере, таково было впечатление, на которое он и рассчитывал. Оказывается, по вечерам он приходил к Ольге Хорстиг-Примутц, у которой тогда жила Брижит, и все трое, в тишине и спокойствии, мирно сидели за столом и играли в карты.
Лино, обладающий суровой внешностью, под которой скрывалась мягкая, сентиментальная душа, был добрый, отзывчивый и любящий человек. Так что нет ничего удивительного в том, что Лино, как умел, пытался оберегать Брижит. Во время пресс-конференции, когда репортеры задали Брижит вопрос, касавшийся ее личной жизни, Лино тотчас натянул на себя маску 'крутого парня' и заявил: 'Месье, я здесь не для того, чтобы обсуждать личную жизнь Брижит Бардо'. Лино поднялся и, строго посмотрев на Брижит, - сигнал, что она должна последовать его примеру, - вышел вон. К несчастью для себя, Брижит не поняла смысл сигнала, и дело закончилось тем, что она, уже в полном одиночестве, продолжала отвечать на новые вопросы о ее личной жизни.
Ее следующей работой стал фильм 'Нефтедобытчицы', где она снялась вместе с Клаудией Кардинале. Увы, эта картина получилась еще хуже 'Послушниц'.
Брижит это отлично понимала. Прятать голову в песок было бесполезным делом. Перемены дали о себе знать прежде всего в ее гонорарах. Громадные суммы, которые выплачивались ей в середине шестидесятых, превратились в 800 тысяч франков за фильм.
В те дни, когда ее заработок превышал гонорары любых других звезд Франции, Брижит с поразительной честностью заявила репортерам: 'Прежде всего я женщина, а потом актриса. Я не из тех, кто оживает только тогда, когда на них наведут камеру. Я живу в свободное от съемок время.
Как актриса, я предпочитаю, чтобы режиссер руководил мною и хорошо знал свое дело. Мне это нравится. Некоторые почему-то считают, что непременно нужно состариться и превратиться в уродину, прежде чем они наконец расщедрятся на похвалу. Я же предпочитаю быть красивой и молодой и уж как-нибудь обойдусь и без их похвал'.
И вот теперь, после целого ряда неудач, Брижит, как и прежде, не кривила душой: 'Актерская профессия никогда не являлась смыслом моей жизни. Обычно я говорила себе: 'Все, через два месяца начинаем. Через месяц. Через неделю'. И потом вся покрывалась сыпью. И нам снова приходилось какое-то время ждать, и я опять говорила себе: 'Вот сколько времени я выиграла!'. Во время съемок от волнения я обычно не находила себе места. Что, однако, не помешало мне сняться более чем в сорока фильмах. Глядя на меня, легко подумать, что я какой-нибудь новичок, впервые оказавшийся на съемочной площадке. Как мне кажется, виной всему моя робость. Я не знаю, c чего начать. Как готовиться к роли. Все либо удается само собой, либо не удается вообще. Я не считаю себя настоящей актрисой, да и зрительницей тоже. По крайней мере в том, что касается кино'.
Настало время уйти.
И она обратилась к тому единственному, кто мог помочь ей уйти красиво. В последний раз за всю свою кинокарьеру она обратилась к Роже Вадиму,
По его замыслу 'Дон Жуан' был призван освободить ее от стереотипа 'ББ', с тем, чтобы обрести свое новое 'я' в довольно-таки трудной теме. В отличие от ленты 'И Бог создал женщину', где героиня Брижит - это еще жснщина-ребенок, Вадим хотел, чтобы на сей раз она сыграла женщину, которая на самом деле является мужчиной, с тем, чтобы добраться до внешних границ женской половины общества. Когда Вадим только задумывал свой проект, он представлялся ему как серь┐езный фильм с серьезной философской подоплекой. Когда же он впервые взялся объяснять его Брижит, то прежде всего подчеркивал его серьезность, хотя это вовсе не значит, что там напрочь отсутствовали трогательные и веселые эпизоды. Затем Вадим спросил, хочет ли она сыграть в его новом фильме, и Брижит сказала: 'Да, хочу'. Однако, познакомившись со сценарием, она призналась Вадиму, что некоторые сцены ее пугают, и попросила переписать их заново. Играть женщину, которая на самом деле мужчина, совсем не то, что играть Брижит Бардо.
Вадим согласился ради нее внести в сценарий кое-какие поправки. 'Однако, как только дело дошло до ее персонажа, она снова взялась за старое, подгоняя себя под рамки Брижит Бардо. В результате получился тяжеловесный фильм с несколькими интересными эпизодами. Что было отнюдь не то, чего мне хотелось. Брижит не могла или же не желала переступить границу, отделяющую на экране Брижит Бардо от подлинной актрисы. Она была просто не в силах убежать от самой себя.. Ей представилась последняя возможность громко заявить о себе как киноактрисе, ведь она была уже не девчонкой, чтобы и дальше изображать на экране Брижит Бардо. И она сама это отлично понимала. Именно поэтому она перестала сниматься'. Одной из ее партнерш по картине была Джейн Биркин.
'Брижит - сама невинность, изображающая из себя маленькую девочку, 'Бри-Бри хочет пить','Бри-Бри хочет кушать', 'Бри-Бри нуждается в любви и ласке'. Бывали дни, когда она приходила на площадку с опухшими глазами, и мне было ясно, что она проплакала всю ночь. Она была такая ранимая. Такая обидчивая. И в то же время пользовалась своей красотой как оружием'.
Согласно сценарию обе актрисы в одном из эпизодов должны были сниматься обнаженными. И первое, что сделала Биркин, когда они вместе легли в постель, это закрыла свои ноги. Брижит поинтересовалась, почему.
И Джейн призналась в ответ: 'Потому что они безобразно смотрятся'.
Брижит успокоила ее: 'Не волнуйся' - и положила свои ноги таким образом, что могло пока┐заться, будто они принадлежат Джейн.
'Лежа рядом с ней, я разглядывала ее и, мне не к чему было придраться. И тогда она, чтобы сделать мне приятное, сказала: 'А вот твой нос куда симпатичнее моего'. Это, конечно, не так, но все равно, как мило с ее стороны'.
Пока техники, готовясь к съемкам эпизода, расставляли вокруг них аппаратуру, Брижит спросила у Джейн: 'Чем бы это нам заняться?'
Биркин недоуменно посмотрела на нее.
- Что ты имеешь в виду?
- Давай споем что-нибудь, - решила Брижит.
- Отличная мысль, - согласилась Джейн.
- 'Мой милый за синим морем', - предложила Брижит.
- Идет, - ответила Джейн, и они запели. Но вскоре выяснилось, что ни та, ни другая не помнят слов. Тогда Брижит предложила: 'Знаешь, давай споем песню, которую и ты и я знаем'. И они вдвоем затянули 'Je t"Aime, Moi Non Plus'. В 1973 году французские газеты снова принялись муссировать слухи об уходе Бардо из кино, причем рассуждения на эту тему занимали те же страницы, что обычно отводятся каким-нибудь важным политическим сенсациям. На сей раз газеты утверждали, что принятое Брижит решение окончательно и бесповоротно.
19 февраля в интервью газете 'Экспресс' Бардо дала выход накопившимся чувствам: 'Человечество мне противно. У меня на него аллергия. Я никого не вижу. Я сижу в четырех стенах. Я построила свою собственную вселенную, такую, какой я ее себе представляю, какой рисовала себе еще будучи ребенком. Я черпаю душевное равновесие в природе, в общении с животными'.
Даже такая солидная газета, как 'Монд', согласилась с тем, что Брижит пора уйти. В рецензии на 'Дон Жуана', в частности, говорилось: 'То, чего Вадим не замечает, это то, чего он не желает замечать. Мифам непозволительно стариться'.
Брижит уже давно не заблуждалась на тот счет, будто кино способно дать ей нечто большее. Впрочем, и она, со своей стороны, вряд ли уже была способна хоть чем-то обогатить его. Подобно разъехавшимся супругам, ей и кинобизнесу уже нечего сказать друг другу. Настало время разойтись каждому своей дорогой.
Брижит убедила себя: 'Даже если мы когда-то и пережили несколько приятных минут, то это вовсе не означает, что теперь до конца наших дней мы должны цепляться друг за друга'.
Первоначально Брижит предполагала удалиться от дел и поселиться на ферме, когда ей исполнится сорок. Она намеревалась стать настоящей отшельницей. Брижит не имела ничего против того, что поначалу люди будут говорить: здесь живет ББ, та самая актриса. Она надеялась, что пройдет какое-то время и люди скажут: а вот и Брижит, хозяйка фермы.
К весне газеты уже заявляли с полной уверенностью: 'Она сойдет со своего пьедестала главного секс-символа мирового кино'. Другие приводили якобы услышанные от нее слова: 'Эти морщины вселяют в меня ужас. Я скоро уйду'.
Одно ее телеинтервью только подлило масла в огонь. Брижит тогда произнесла: 'Последние два года я начала замечать, что старею, и всякий раз, когда у меня появляется новая морщинка, мне становится не по себе'.
Тем не менее, Брижит успокоила зрительскую аудиторию: 'Нет оснований впадать в панику. Что может быть прекраснее пожилой седовласой дамы, умудренной годами и способной рассказывать не┐мало увлекательных историй о своем прошлом?'
По словам Брижит, она с большим уважением относится к тем женщинам, что принимают свой возраст с достоинством, в отличие от 'бабушек, работающих под своих внучек'.
Это сказала женщина, которой в ту пору было всего 39, чья фигура оставалась такой же, как и в 16.
Пообещав, что никогда не будет делать подтяжек - 'это противоестественно', - Брижит призналась, что ей стоит больших трудов выглядеть красавицей с утра до вечера. 'Это просто кошмар'.
Как бы то ни было, двадцати лет в кино с нее было достаточно. 'После сорока будет 50, затем 60. И я не хочу в 50 расстраиваться из-за того, что не предлагают новых ролей, и вздыхать о прошлом. Я ухожу потому, что если я не оставлю кино, кино оставит меня'.
Сценарист и режиссер Нина Компанеец предложила Брижит роль в фильме с довольно неуклюжим названием 'Поучительная и веселая история Колино, любителя дергать за юбки'. Компанеец уже доводилось работать с Брижит - по ее сценарию был сделан фильм 'Медведь и кукла'. Брижит с пониманием отнеслась к тому обстоятельству, что режиссер - женщина, - ведь это все еще редкое явление для Франции, - и дала согласие, но при условии, что съемки займут не более десяти дней. Таким образом, Бардо последний раз появилась на экране во второстепенной роли.
'В те дни, - замечает Компанеец, - она окружила себя какими-то совершенно кошмарными личностями. Они вечно околачивались в павильоне. Особенно эти ее дружки. Она жить не могла без любовников. Ей вечно требовалось в кого-то влюбляться. Как я понимаю, она нуждалась в их присутствии, потому что терпеть не могла играть. Это причиняло ей боль. Съемки доставляли ей мало удовольствия. Она относилась к ним со всей серьезностью, но она не любила сниматься, поскольку считала их малоприятным занятием. Она ненавидела репетиции. Но у нее отличная память, и она всегда назубок знала свои реплики. Главная трудность заключалась в том, чтобы добиться от нее желаемого результата за первую пару дублей, пока она еще играла с душой. А потом ей просто начинало надоедать'.
Компанеец отмечает, что, в отличие от многих других актрис, Брижит никогда не строила из себя звезду, не давала волю своим прихотям'.
'Она никогда не стремилась застолбить свою территорию. Никогда не пыталась давить на окружающих. И никогда не обижалась, когда ее поправляли. И лишь в редком случае Брижит позволяла себе покапризничать на съемочной площадке. Обычно это было связано с тем, что от нее ушел любовник или только собирался уйти, и тогда она легко могла дать волю слезам, и нам приходилось заново накладывать на нее грим. Любые проблемы, возникавшие на съемочной площадке, так или иначе сводились к неудачному роману'.
В отличие от Мэрилин Монро, продолжает Компанеец, Брижит ни разу не подверглась критике за плохую игру.
'Я бы не сказала, что она действительно из рук вон никудышная актриса. По-моему, просто ее красота была чересчур неотразима и чересчур опасна. И поэтому многие пытались найти, что бы им сказать о ней дурного. Это вполне естественная реакция тех, кого она пугала. Брижит же, наоборот, была из тех редких актрис, кто по-доброму относился к другим актрисам. Она никогда не видела в них угрозу для себя и, что еще более удивительно, считала, их всех намного красивее ее самой'.
Правда следует заметить, что не все из окружающих вселяли в нее уверенность в себе.
'Сниматься для Брижит было не только мучительным занятием, некоторые из вещей ее просто-напросто пугали. Например, некоторые режиссеры наводили на нее ужас. Например, мне доподлинно известно, что она боялась Трюффо. А еще она боялась всего неизвестного. Ее страшила сама мысль о том, что ей придется провести на площадке два-три месяца в окружении незнакомых людей. А еще, смею заметить, Брижит подчас бывала излишне щепетильной. Ее, например, шокировала сексуальная революция на экранах кинотеатров. А еще она была страшно сентиментальной. В свое время ее отношение к мужчинам и наготе казались чем-то из ряда вон выходящим. Однако, когда она снималась нагой, то это было нечто совершенно естественное. В этом акте напрочь отсутствовала какая-либо двусмысленность. Таким же самым образом мы воспринимаем животных. Брижит никакая не эксгибиционистка. Просто ей нравилось собственное тело'.
Как-то раз один из ее ассистентов пригласил на съемочную площадку свою престарелую мать. Это была маленькая старушка, и, по словам Компанеец, никто не знал, что с ней делать, потому что каждый был занят своим делом. Увидев это, Брижит взяла заботу о ней на себя. И хотя до этого она не была знакома с этой старушкой, она буквально не отходила от нее. В каком бы эпизоде Брижит не снималась, старушка была рядом с ней. 'Это так характерно для Брижит, - добавляет Компанеец. - У нее отзывчивое сердце. Я ни на минуту не сомневаюсь в том, что ее жизнь никак не назовешь легкой, а люди, прожившие нелегкую жизнь, как правило, плохо кончают. Брижит отказалась от воспитания собственного ребенка, потому что на тот момент считала, что не способна воспитывать его одна. Она была неуравновешенна и жила в выдуманном мире. Порой жизнь заставляла ее бросаться из крайности в крайность. Однако душа ее не выгорела до конца и не озлобилась. Я бы сказала даже, что, в конечном итоге, она закончила гораздо лучше других. Брижит ушла потому, что настал тот момент, когда она ощутила себя несчастной. Ей хотелось, чтобы ее оставили в покое, но все только и делали, что докучали ей. Возможно, что именно поэтому она порвала со своим прошлым. Ей оно просто ненавистно. Не думаю, чтобы у нее осталось слишком много добрых воспоминаний. Я бы не сказала, что ее жизнь представляла собой этакий сплошной 'Бульвар Сансет'. Но и 'мизантропом' ее тоже не назовешь'.
В последние десять дней ее работы в кино Брижит заявила Жильберу Пикару, репортеру радиошоу Ива Муруси с радиостанции 'Франс Интер': 'Я согласилась сняться в этом фильме с тем, чтобы затем уйти с достоинством'.
Компанеец тоже было известно, что это последняя работа Брижит в кино. 'В этом не было ни малейшего сомнения. Однажды утром она пришла на площадку уже в костюме и со слезами в голосе произнесла: 'Сил моих больше нет'.
Тем не менее, некоторые из французских газет позволили себе усомниться и воспроизвели на своих страницах ее старые обещания уйти из кино. В то же самое время некоторые иностранные газеты высказывали предположение, что, мол, Брижит уходит исключительно потому, что слишком стара, чтобы исполнять сексуальные роли, намекнув, что оно и к лучшему. В Великобритании, например, 'Дейли миррор' опубликовала довольно-таки бестактный снимок, снабдив его не менее бестактным комментарием: 'Новый стиль Бардо - секс-киска на пенсии. ББ не боится демонстрировать миру свои морщины'.
Когда Брижит 17 июня 1973 года официально объявила о своем решении, газеты преподнесли его так, будто наконец произошло нечто неизбежное.
'Да, я ухожу, - подтвердила Брижит. - Не вижу причин делать из этого факта событие. Мир от этого не перевернется'. Брижит добавила, что, снявшись за 21 год в 48 картинах, она считает: с нее достаточно. 'Я не могу продолжать заниматься делом, которое не приносит мне удовольствия'.
По словам Брижит, сойти с карусели на землю отнюдь нелегко. 'Но с меня довольно, успех или провал моих фильмов никогда меня не заботил. Меня больше занимало собственное счастье. Именно к нему я неизменно стремилась'.
Деньги для нее не проблема, объяснила дальше Брижит. 'Я хорошо зарабатывала и кое-что отложила на черный день'. Брижит намекала, что если в будущем у нее возникнут финансовые затруднения, может, она еще и вернется.
'Но на данный момент, знаете, чего мне хочется больше всего? Ничего!'
Ну а поскольку Брижит не собиралась хлопать дверью, а наоборот, оставила ее слегка приоткрытой, кое-кто остался пребывать в убеждении, что через год-другой она еще вернется, если подвернется подходящий проект.
И лишь двоим людям, тем, кто знал ее, как свои пять пальцев, было доподлинно известно, что Брижит не кривила душой, говоря об уходе.
Первым был Вадим.
Второй - мама Ольга.
По словам Вадима, Брижит приняла окончательное решение еще во время съемок 'Дон Жуана'. Она призналась ему, что хочет поставить точку.
'Никто ей тогда не поверил, - добавляет Вадим, - кроме меня. Я знал, что она уйдет, и знал, что она поступает правильно. Сниматься дальше было для нее равносильно самоубийству. Ведь люди запомнили Брижит Бардо такой, какой она была в лучшие времена.
И если она снялась в целом десятке фильмов, из рук вон плохих, совершенно дурацких, - а, к сожалению, большинство тех неудачных картин приходятся на последние годы ее карьеры, - все равно, они были бессильны стереть память о самых лучших ее работах. Она остается Брижит Бардо и в будущем останется таковой. Не думаю, чтобы она когда-нибудь пожалела о своем решении или же скучала по кино'.
Ольге Хорстиг-Примуц это также было понятно.
'Я слишком хорошо ее знала, чтобы усомниться в искренности ее решения. Не в ее привычках идти на попятную. Она никогда не меняет своих решений. На протяжении еще нескольких лет я продолжала получать для нее сценарии. И, как и раньше, я передавала их ей для ознакомления. Но она не заглянула ни в один из них'.
Для ББ, киноактрисы, все было окончено. Но Брижит Бардо, женщина, была полна решимости начать все сначала.
 
счетчик посещений Besucherza sex search
www myspace com counter gratis счетчик сайта
Форум о туризме и активном отдыхе. Общение об активных видах туризма: водный, горный, спелеотуризм, велотуризм. Обсуждение палаток, спальников, рюкзаков, велосипедов Каталог ссылок pma87.com - У нас уже все найдено! Портал HotINDEX: знакомства, товары, хостинг, создание сайта, Интернет-магазин, развлечения, анекдоты, юмор, эротика, погода, курсы валют и многое другое! Каталог сайтов Всего.RUБелый каталог рунета